Суббота, 19.01.2019, 07:58

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Поход на Тектурмас - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Жизнь школы » Мероприятия » Поход на Тектурмас
Поход на Тектурмас
Ванильный_мишкаДата: Понедельник, 16.11.2009, 11:02 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 59
Репутация: 32767
Статус: Offline

Возрождение святого Тектурмаса
Шесть лет назад Амангельды Момышев, директор Жамбылского филиала ОАО «Национальный центр экспертизы и сертификации», преподнес родному городу в день его 2000-летия удивительный подарок, завершив строительство уникального памятника — мавзолея Тектурмаса. Но чтобы превратить его в настоящую жемчужину Великого шелкового пути, он решил возвести здесь архитектурно-исторический комплекс, который придал бы этому месту завершенный вид и привлек сюда еще больше паломников и туристов. Все последующие годы он упорно осуществлял свою мечту. Так появились арка, минарет, парк из 2 200 деревьев, водопровод… А недавно построенный на территории комплекса пока единственный в Казахстане мусульманский Дворец бракосочетания имени Тектурмаса аулие зарегистрировал первый брак по всем законам ислама.

Мавзолей Тектурмаса разрушали до основания дважды: сначала в XIX веке при взятии Аулие-Аты царскими войсками, затем в 30-х годах прошлого столетия. И вот в третий раз над надгробным камнем на вершине утеса поднялся почти на 11-метровую высоту кирпичный мавзолей под голубым куполом.Об этом священном месте на правом берегу реки Талас знают далеко за пределами Казахстана. Тысячи людей спешат сюда за исцелением от душевных и физических страданий.

В переводе на русский «Тектурмас» означает «гора не просто так стоит», то есть хранит в себе какую-то тайну. Но Тектурмас — это еще и имя человека. Кем он был при жизни? Есть много версий. Но важно другое: за свою жизнь этот человек сделал, вероятно, столько доброго для людей, что благодарные потомки причислили его к лику святых и воздвигли ему величественный мавзолей.

Решив восстановить разрушенный мавзолей, Момышев создал общественный благотворительный фонд «Тектурмас — Аулие-Ата». Как начинал? С чего? Кто сделал первые благотворительные взносы для святого дела?

— В первую очередь помогли мои дети-бизнесмены, друзья, — рассказывает Амангельды Атшабарович. — Спасибо тогдашнему акиму области Серику Умбетову, выделившему из бюджета около трех миллионов тенге.

А начал энтузиаст с того, что построил на утесе, рядом с могильным холмиком, крепкий жилой дом с отоплением для людей, которые приходили сюда издалека, проложил дорогу.

В областном историко-краеведческом музее отыскал единственное фото мавзолея, сделанное еще в 1864 году. С ним и отправился в городскую архитектуру. За дело взялся молодой архитектор Нурлыбек Баекеев.

Конечно же, фотография не давала полного представления об архитектуре мавзолея, поэтому пришлось кое-что домысливать. Помог главный архитектор области Салауат Дембай.

Старый фундамент окружили новым, стены узбекские мастера выложили из специального кирпича, привезенного из Узбекистана, купола облицевали голубыми мозаичными плитками. Внизу, под утесами, поставили юрту, посадили около пятисот деревьев…

…Первые счастливые пары — выпускника Санкт-Петербургской военно-артиллерийской академии, офицера-ракетчика Мурата Акынбаева и будущего педиатра, студентку шестого курса Карагандинского медицинского института Алмагуль Кужахметову, сотрудника ДКНБ Бахытжана Утбаева и главного специалиста областного маслихата Галию Курмангалиеву объявил мужем и женой главный имам мечети Аулие-Ата Ербол Сагиулы. И выдал им брачные свидетельства.

В будни же церемонию будет проводить местный мулла, ежедневно благословляя до 10—15 пар. Из зала бракосочетания молодожены перейдут в другое, более просторное помещение, где за дастарханом можно будет отметить торжественное событие.

— Конечно, обряд этот можно совершить и в мечети, и в собственном доме, пригласив муллу, — говорит Амангельды Момышев. — Но здесь свадебную церемонию во всех тонкостях смогут увидеть многочисленные туристы, посещающие Тектурмас, а это очень важно для знакомства с традициями и обрядами казахского народа.

Дворец бракосочетания построен на личные средства ныне заместителя председателя областного филиала народно-демократической партии «Нур Отан» Амангельды Момышева. Но от помощи он бы не отказался, ведь еще предстоит проложить дорогу к мавзолею и Дворцу бракосочетания, отремонтировать мост. К тому же в ближайшее время комплекс украсят стела молодоженов, камень предков и гостиница в виде казахских национальных юрт.
Вячеслав ЛЕБЕДЕВ,

фото Михаила ТЕ

г. Тараз


[It's not me]
 
Ванильный_мишкаДата: Понедельник, 16.11.2009, 11:03 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 59
Репутация: 32767
Статус: Offline
ТАЙНЫ ПРОШЛОГО ТАРАЗА

Одним из важных историко-культурных регионов южного Казахстана, где издревле развивалось земледелие и возникла оседлость, а в эпоху средневековья появлялись города, в которых сооружались дворцы, дома, культовые и общественные постройки, является Таласская долина.

Кузембай БАЙБОСЫНОВ, заслуженный работник Республики Казахстан, профессор

Этот оазис сыграл большую роль в развитии экономики, со¬циальных отношений, науки, культуры и искусства средневе¬ковых городов. В этих городах бойко шла торговля, здесь быва¬ли купцы, дипломаты, путешес¬твенники, а разные миссионеры распространяли свои религиоз¬ные идеи. По письменным ис¬точникам, из Индии через Сред¬нюю Азию и Восточный Туркес¬тан пришли буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии - христианство, а затем ислам.
В VII - VIII веках несторианство получило широкое рас¬пространение и в городах юж¬ного Казахстана. Нам известно, что христианство принял один из тюркских царей, видимо карлукский Джабгу (780-819гг.). Даже в Таразе и Мерке действо¬вали христианские церкви, была образована особая карлукская метрополия. В экспозиции областного историко-краеведческого музея находятся экспона¬ты, найденные при раскопках городища Тараз: керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и Гаврил », а также хум с надписью на стенке «Правитель Ильтаг», датируется IX - X вв. Буддизм также был широко рас¬пространен на всем Шелковом пути. О сильном влиянии буддиз¬ма, которое испытывали тюрки с VI века, свидетельствует китайский монах Сюань Цинь, кото¬рый отмечал благожелательное отношение к этой религии кага¬на западных тюрков. Большинс¬тво исследователей считает, что в первой половине VII века не-которые провинции западных тюрков становятся буддистски¬ми или покровителями этой ре-лигии. В областном музее экспо¬нируется небольшая бронзовая статуэтка буддийского божка, которая еще раз подтверждает широкое распространение буд¬дийской религии.
Кроме этого, в городе Тара¬зе была распространена религия манихейства. Об этом свидетель¬ствует найденный при раскопках бронзовый медальон с изображе¬нием женского лица с полумеся¬цем, который является симво¬лом манихейского астрального божества.


[It's not me]
 
Ванильный_мишкаДата: Понедельник, 16.11.2009, 11:04 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 59
Репутация: 32767
Статус: Offline
Среди жителей средневековых городов были представители еще одной мировой религии - зороас¬тризма, возникшего в VII-VI ве¬ках. Находки, связанные с этой религией, представлены захоро¬нениями в ассуариях - глиняных ящиках для костей, хумными за-хоронениями. О принадлежнос¬ти погребенных к почитателям зороастризма говорит их поло-жение в наземных склепах - наусах. Для обрядовой практики этой веры характерно почитание четырех элементов Вселенной -воды, огня, земли и воздуха.
Первый ассуарий (костехранилище из глины) найден в горо¬де Аулие-Ата в 1904 году началь¬ником Аулие-Атинского уезда, страстным краеведом В.А. Каллауром, членом Туркестанско¬го кружка любителей археоло¬гии, куда и была отправлена на¬ходка. В 1927 году на этом же месте были проведены раскоп¬ки М. Е. Массоном, обнаружив¬шим несколько зороастрийских и несторианских погребений. В 1930 году подобные находки в г. Аулие-Ате были обнаружены по улице Ленина, на территории сада, на глубине двух метров глиняные хумы с останками че¬ловеческих костей. В последую¬щие годы, в 1939 году по улице Колхозной, вблизи мучного база¬ра, во дворе дома № 5, на глуби¬не один - полтора метра при ры¬тье ямы был найден хум с проби¬тым дном и человеческими кос¬тями. Сосуд был орнаментиро¬ван в верхней части штампами в два ряда в виде вписанных друг в друга рельефных колец. Такие интересные находки, найденные на территории бывшего мучного базара, свидетельствуют о распо¬ложении некрополя на террито¬рии древнего Тараза.
Для нас наибольший науч¬ный интерес представляют зороастрийские захоронения на мас¬сиве Тектурмас, расположенные в радиусе одного километра от г. Тараза, на правом берегу реки Талас. На самой верхней точ¬ке хребта сохранились остатки фундамента мавзолея Тектурмас XI в., разобранного в 1936 году для строительства сахарного за¬вода. Вокруг руин этого мазара и на юго-западном склоне хреб¬та расположено мусульманское кладбище.
В 1932 году во время земля¬ных работ на восточном склоне, недалеко от христианского клад¬бища, рабочие обнаружили захо¬ронения последователей куль¬та зороастризма (огнепоклонников), после чего земляные работы сразу же были приостановлены. Раскопки проводил Г. Н. Пацевич. В своих исследовательских документах ученый пишет, что при осмотре в указанном месте выброшенной земли, действи¬тельно, были обнаружены фраг¬менты большого хума. Сосуд был орнаментирован на верхней час¬ти тулова штампованным орна-ментом в форме розетки, состав¬ленной из четырех сердцевидных лепестков, обращенных острия¬ми к центру и разделенных четырьями пиковидными рельефны¬ми полосками. Розетка обрамле¬на снаружи рельефным кольцом из крупных зерен.
Археолог Г. Н. Пацевич ут¬верждает о наличии разных спо¬собов хранения очищенных кос-тей в специальных сосудах — ас¬суариях. Сосуды типа хума и, наконец, просто собранные кучи костей свидетельствуют о том, что кладбищем Тектурмас поль¬зовались как богатые члены зороастрийской общины, имевшие возможности приобретать специ¬альные сосуды, так и беднота, не имевшая средств на приобрете¬ние даже простого сосуда и огра¬ничивавшаяся лишь сбором кос¬тей в отдельные кучки, причем кости нескольких членов одного семейства помещались в одном сосуде. Такие многочисленные хранения наводят нас на мысль, что более богатые члены общины помещали свои ассуарий в особой части кладбища, уста¬навливая их иногда в специаль¬ных нишах или галереях, выби¬тых в каменном грунте.
Археолог Таисия Николаевна Сенигова считает, что в хумах с изображениями были захоро¬нены представители городской аристократической верхушки таразского общества. В фондах об¬ластного историко-краеведческого музея хранятся несколько уникальных ассуариев, значи¬тельно отличающиеся друг от друга размерами и формами. Осо¬бое внимание привлекают богато орнаментированные стенки ассу¬ариев, а некоторые из крышек ас¬суариев имеют скульптурное ук¬рашение в виде голов.
На многих астаданах, най¬денных при раскопках городи¬ща Тараз, человеческие фигур¬ки изображены со скрещенными на груди руками, без крыльев. В данном случае они играют роль не ангелов или демонов, а вы¬полняют роль слуг - хранителей умершего, кости которого поме-щены в данное погребение. И на других астаданах имеются стоя¬щие по углам фигурки, напоми-нающие тюркские каменные из¬ваяния. На фигурки одеты длиннополые халаты, гладкие до по-яса, орнаментированные в елоч¬ку, лица округлые, с тяжелым подбородком, носы плоские, рот маленький.


[It's not me]
 
Ванильный_мишкаДата: Понедельник, 16.11.2009, 11:04 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 59
Репутация: 32767
Статус: Offline
Кроме этого, среди поступив¬ших в областной музей ассуари¬ев имеются несколько хумов с че¬ловеческими костями. На плечи¬ках хума, с трех сторон, оттисну¬ты треугольные круглые клейма, диаметром 2,5 сантиметра, в про¬межутке между ними - по одному дополнительному клейму. Рель¬ефные клейма изображают фи¬гурку сидящего на задних лапах льва, поднявшего высоко перед собой правую лапу. А на других хумах изображена лающая соба¬ка с острой мордой, высоко торчащими ушами и длинным изгибающимся кверху хвостом. Изображение льва на астаданах и других памятниках средневековекового Востока традиционно и было унаследовано из древних культур, где они составляли распространенный мотив в искусстве, связанный, в частности, с культом солнца-Митры.
В отношении изображения собаки известно, что в погребальном культе зороастрийцев собака почиталась как благородное животное - охранник. К умершему подводили собаку, чтобы свои взглядом она «отогнала» злых духов. Искусственное очищение костей, связанное с обычаем перевозить кости усопшего на родину, имело место и у казахов, и это зафиксировано многий учеными. Многообразные формы захоронений на некрополе древнего Тараза подтверждают что захоронения костей производились в зависимости от классовой принадлежности или состоятельности умершего, и не только в хумах или ассуариях, прикрытых камнем, но и в ящиках, выложенных из сырца или жженого кирпича.
В 1998-1999 годах при проведении областным музеем археологических раскопок на шахристане древнего Тараза на глубине двух метров был найден больше погребальный хум, на котором имелись три клейма с изображением льва с поднятой передней лапой. Несколько лет назад найден фрагмент ассуария на городище Тектурмас, что в низовье реки Талас Таласского района.
Подобные захоронения обнаружены в прошлом году при археологических раскопках рабада , недалеко от мавзолея Карахана и на городище Нижний Барысхан.
Исследования ученых показывают, что вышеуказанные религии распространялись в средневековых городах на Великом Шелковом пути.

Знамя труда.- 2006.- 30 сент.- с.2.


[It's not me]
 
Форум » Жизнь школы » Мероприятия » Поход на Тектурмас
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2019